Любовь
СТАРЦЕВА
Звезды в ладонях
Художник
не профессия, художник - национальность,
живущая в единственной стране
Искусства и говорящая на языке тишины и
сердца - линией и цветом, _ понятном всем,
кто способен мыслить и чувствовать. Но
все же главная и основная черта этой
национальности - большая, чем у других,
привязанность к детству, детство
всегда с ними. "Я рисую, пока во мне
жив ребенок", - говорил Пикассо.
Детство - концентрация всей
последующей жизни. Детство - это
неиссякаемый интерес к жизни и
неутолимая жажда знаний. Но это только
кажется, что ребенок чему-то научается:
невозможно обучить тому, что не
заложено изначально Природой или Богом
- не в терминах суть.
Впрочем, изначально закладываются и
трагедии, в два года одна из них -
болезнь - уже оставила мне свое скудное
наследство: четыре стены комнаты... В
пять лет, чтобы ребенок не мешал
серьезным взрослым, его обучили
грамоте, - но неизвестно, кто выиграл
больше, потому что выяснилось: книга -
окно, за которым Вселенная...
Так началась жизнь.
А совершались эти события на земле
Узбекистана, обильно поливаемого
солнцем и щедрого на фрукты, цветы и
птичьи песни. Жить довелось и в зеленой
Ферганской долине, и в Ташкенте -
действительно хлебном городе, и в
древнем Самарканде - городе, первый
камень которого был заложен самим
Македонским. Это были годы школы,
домашней учебы, с приходящими
учителями и соклассниками.
Но собственно учеба,
самодеятельные университеты, началась
только по завершении "неоконченного
среднего". Все последующие годы были
решительными шагами к тому, что
американцы называют self-made-man: человек,
сделавший самого себя. "Было бы
слишком просто получить готовую душу",
- говорил Экзюпери, - ее необходимо
взрастить и только самостоятельно, а
затем "не позволяй душе лениться"...
Слагаемых души не счесть, но в основе ее
должно быть знание - и всегда следует
помнить, что знаний лишних не бывает,
лишним может быть только невежество.
Оглядываясь назад, я без всякого
снобизма могу сказать, что знания мне
давали лучшие в мире учителя: класики
литературы, музыки, живописи. Это
прежде всего прекрасная русская
литература, которая для меня
начинается и заканчивается Пушкиным и
Чеховым, хотя поныне дороги и любимы и
светлая простота романа Тургенева, и
словесное кружево Лескова, и мятежный
Горький, и мечтатель всех времен и
народов Александр Грин... А сколь многим
замечательным обязана я гениальным
французам и англичанам! Стендаль, Франс,
Мопассан, равно как Стерн, Диккенс, Моэм
- имена для меня святые. В скобках
замечу, что именно желание лучше понять
и почувствовать язык и стиль этих
великих европейцев побудило заняться
изучением вначале французского, а
позже и английского языков. Много лет
спустя
эти знания пригодились в самом
неожиданном качестве: три года давала
частные уроки английского, - отдельная
страница в моей жизни, добрая и светлая.
Поэзия - особливая струна души. "Солнце
русской поэзии" не помешало полюбить
таких различных и необычных поэтов, как
Блок и Северянин или Уильям Блейк и
Поль Верлен. "Поэзию, художники,
любите...", поэзия - лучший
тревожитель фантазии и серебряная
лестница к музыке. В 70-е годы радио не
специализировалось на ритмах для ног.
Моцарт, Чайковский, Дебюсси не были
мимолетными гостями в эфире, как и само
понятие культуры музыки, в каком бы
жанре она ни выражалась, поэтому
музыкальная амплитуда "от Вивальди
до Вангелиса" стала моим музыкальным
кредо.
Ну а живопись - не как развлечение -
увлечение детско-отроческих лет, но
всерьез, как осознанная необходимость,
началась со знакомства с Древней
Грецией. Эллада для меня - удар молнии,
как французы именуют любовь с первого
взгляда. Веселая и прихотливая
фантазия ее легенд и мифов, пластика ее
поэзии и поэзия скульптуры,
непосредственность и безудержная
жажда знаний - Эллада подарила
увлеченность историей, астрономией,
философией - наукой, помогающей понять,
что каждый в мире только гость, поэтому
всем хватит места под солнцем, - и тем
самым примеряющей с жизнью. Но если
Эллада стала для меня солнцем, то
Микеланжело и Пикассо - планетами с
буйным, удивительным и неповторимым
миром. На этих планетах мне всегда
свободно, интересно, неутомительно и
любимо. Но чтобы прийти к ним,
необходимо было пройти через
рафинированность Боттичелли, цветовое
безумство Матисса, трагический
экспрессионизм Ван-Гога, пронзительные
фантазии Чюрлениса...
У меня не было возможности посещать
хотя бы художественную студию, но была
убежденность, что всякое дело надобно
любить по-умному, поэтому серьезные
тона "Школы изобразительного
искусства" с превосходным
иллюстрированным материалом и уроками-рекомендациями
опять же лучших мастеров надолго
утвердились как настольные.
Моя первая выставка прошла в школе
маленького города Нурбад, что в
Самаркандской области, - небольшая,
скромно оформленная, она помнится до
сих пор. Много позже начались вернисажи
в музеях и Выставочных залах и в
больших городах: Самарканде, Навои,
Ташкенте, Калининграде...
Организовывались они и друзьями, и
заинтересованными организациями:
Союзом художников, ЦК комсомола
Узбекистана, лауреатом премии которого
я стала в середине 80-х, Фондом культуры
республики, степендиатом которого я
также была до переезда на Алтай.
Помимо выставок происходили и
публикации, - пресса, как говорится,
стороной не обошла, и не только
республиканская, - а с журналом "Советский
Союз", тогдашней визитной карточкой
страны, довелось некоторое время даже
сотрудничать. Впрочем, публиковалась
не только в качестве художника:
невозможное для графического
изображения ложилось на бумагу словом -
то стихами, то сказками... Что поначалу
казалось эпизодом в жизни, со временем
оказалось самой жизнью.
Работы художника - отражение души
художника, они - окно в мир его души. И
чем многосложнее, интереснее этот мир,
тем неизбежнее вероятность, что рано
или поздно раздумья и чувствования
художника - его творчество, - затронет
затаенные струны чужих душ. Думаю,
только недалекий и недобрый субъект
придумал когда-то это страшное,
заимствованное из юриспруденции,
определение "СУД зрителей", - ярлык-стереотип,
применяемый к выставляемым художником
работам и низводящий самого художника
на уровень подсудимого. Показывая
работы, художник делится своими
размышлениями и чувствами, поэтому от
зрителя он ждет сомыслия и
сочувствования - понимания.
|