НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ИГРАТЬСЯ С
МОИМИ КЛОНАМИ Павел
Павлов
Noli tangere circulos meos.
(Archimedes)
- Ты играешь все свои роли, как
дешевый лицедей. Но ради чего тебе
нужны все эти превращения?
- Знаешь, во первых, я не доверяю ни
одному шпиону, я доверяю только
самому себе. Во-вторых, это
заставляет меня по-новому смотреть
на жизнь. Когда я становлюсь
лицедеем, я убегаю от самого себя и
стараюсь быть честным в каждой
роли - конечно, до тех пор пока я ее
играю.
(Р. Говард)
Начну с чистосердечного признания.
Оно, как говорят, смягчает вину.
Хотя я не чувствую за собой никакой
вины.
Итак - я без ложной скромности
попользовался возможностями сайта
ПРОЗА.РУ и зарегистрировал на нем
почти полтора десятка «клонов». Не
хочу называть их поименно,
поскольку, повторюсь, я не
раскаиваюсь ни в чем, и цель моя в
другом - объяснить свою позицию и
рассказать о своем, смею надеяться,
не вполне заурядном опыте.
Неоднократно уже раздавались
голоса, осуждающие использование
клонов. Нашлись и такие радикалы,
которые как Питер Свирь, призвали
заблокировать возможность
клонирования. Несомненно, наличие
такой возможности создает соблазн
различного хулиганства типа
ругани, скрытой клоном-маской, а
также самовосхваления при помощи
клонов-рецензентов.
Что касается лично меня, то я могу
принести клятвенные заверения, что,
во-первых, клоны мои никогда и
никого не обхамили, во-вторых, я и
так получаю достаточное
количество рецензий, чтобы тешить
свое самолюбие попаданием моих
текстов в недельные "топы".
Перейдем теперь к самому
интересному - что же дают мне все
эти клоны, для чего городился этот
огород? Началось все, в общем-то,
стихийно, с ощущением даже некой
запретности, а то и "греховности"
совершаемого. Практически из
простого любопытства, по принципу
"а почему бы и нет". Однако
очень быстро я обнаружил, что
создание клона чем-то сродни
созданию литературного персонажа
или даже актерской работе. Нужно
выйти за свои рамки, за рамки той
личности, которую ты привык
считать своей и повседневно
демонстрировать окружающим. Есть,
конечно, актеры, которые всю жизнь
играют самих себя, иногда даже с
блеском, но обычный их потолок -
сцена любительского театра. Нужно
совершить некое открытие внутри
самого себя - и тут работа на
публику оборачивается встречей с
самим собой, узнаванием чего-то
нового о себе. А когда клон
начинает сочинять произведения (иногда
чуть ли не десятками), рецензирует
других авторов, ввязывается в
какие-то отношения, то неизбежно
идет дальнейшее развитие и
углубление полученного знания.
Клоны многолики, и в каждой роли
нужно быть убедительным, иначе не
стоило и огород городить. Но... с
какого-то момента я вдруг
обнаружил, что игра вышла за рамки
чистой игры, клоны зажили
самостоятельной жизнью, не все
конечно... Но некоторые из них
выдавали такие откровения, на
которые я, в рамках своего
основного ника, известного людям,
меня окружающим, возможно, никогда
бы не решился. Однако эти болтливые
друзья человека произвели
основательную чистку завалов
подсознания. Кое-что из их
сочинений прошло практически
незамеченным, кое-что получило
резонанс, но главное - для меня - в
другом - при помощи этих клонов я
получил основательное магически-психотерапевтическое
(каждый волен воспринимать любой
из членов этого определения как
метафору, в соответствии со своими
взглядами) воздействие. Если бы
даже сегодня меня за "грехи"
целиком и полностью отключили от
сайта proza.ru, я бы сказал, что выхожу
я из этих вод другим писателем,
другим человеком, не таким как я
сюда вошел пять месяцев назад.
Вспоминаю один эпизод,
относительно недавний, примерно
совпадающий по времени с моим
появлением на сайте. В одном
частном диалоге я гневно
высказался по поводу тех мужчин,
которые пользуются женскими
никами. У них, мол, не все в порядке
с ориентацией. Что я на это скажу
сейчас? То высказывание было
проявлением примитивного "мачизма",
наивной уверенности в
необходимости по каждому поводу и
без оного демонстрировать свою
мужественность. Но ведь доказывают
обычно то, что считают находящимся
под сомнением. Сейчас же создание
женского клона мне представляется,
с одной стороны - хорошей актерской
работой, с другой - едва не
алхимическим процессом.
Впрочем, не один я упражнялся с
клонами и авторством. Интересным
по замыслу - не по воплощению -
экспериментом, в котором мне не
довелось поучаствовать, были
Литературные шахматы с их
множественным авторством.
Запомнилась самопрезентация
одного из телепузиков, где-то в
рецензии на Рафиева, "в
молодости я тоже с бандюганами
терся ... а потом мутировал и
превратился в зеленого уродца".
Да и Федоренко К., если
абстрагироваться от качества
текстов, персонаж небезынтересный.
Во-первых, декларировалось двойное
авторство, во-вторых, размытая
половая принадлежность. Впрочем,
бог с Федоренко К. ... Вернемся к
моим идеям.
Возможны и вовсе диковинные
эксперименты. Правда, эффект их
чисто внутренний, но не все же
работать на публику. Представьте
себе, что вам попались
произведения некоего автора,
которые в чем-то напомнили ваши
собственные, уже существующие, или
те, которые только хотелось бы
написать. А теперь представьте, что
это - ваш клон, только пароль
начисто вами позабыт. Вчитайтесь в
"свои" произведения,
вслушайтесь, вживитесь в них. Вы
непременно узнаете о себе что-то
новенькое.
Еще один интересный момент - можно
проанализировать, что и как я
представляю на всеобщее обозрение.
Какие у меня ники, логины, пароли...
Скрывается ли в них какой-то смысл...
Какие фотографии я ставлю (у меня,
допустим, долго вообще ничего не
было, потом поставил прыгающего
кота; наиболее естественно было бы
поставить свою настоящую
фотографию, но таковой - более-менее
свежей - у меня нет)... Интересен в
этом смысле Геннадий Генераленко/Ежикин
папа, который ставит картины с
обнаженными женщинами. А еще - как
называются мои почтовые ящики и
что я ставлю в виде настоящего
имени и возраста автора. Ставлю,
признаться, иногда откровенный
бред.
Думал я и о перспективе процесса.
Неужели создание новых и новых
клонов обратится в дурную
бесконечность? Как мне сейчас
представляется, в будущем - близком
или отдаленном, внутренняя
потребность, импульс к созданию
новых клонов иссякнет, поскольку
основная авторская личность
сможет озвучивать все, что захочет
сказать, не прибегая к маскам-клонам.
Мало того, представляется
возможным и такой результат как
снятие масок - передача всех
принадлежащих клонам произведений
одному - центральному - лицу. Это,
насколько я понимаю, зависит от
моей степени принятия себя во всех
своих проявлениях, каковую,
конечно, хотелось бы увеличить
поелику это будет возможным. Ведь
принятие себя - это, пожалуй,
необходимое условие для душевного
равновесия и сколько-нибудь
эффективной деятельности.
(В малой степени я такой шаг уже
осуществил, когда забрал у Павла
Павлова дубль два - есть и такой
клон - его "10 000 и одну ночь" и
"Сайта ПРОЗА.РУ не существует".
Был такой момент, когда мне, как
Павлу Павлову, захотелось
раздвоиться. Но потом я решил, что
это слишком смахивает на
шизофрению.)
Итак, я считаю, что клоны сами по
себе - явление ни вредное, ни
полезное, все зависит от меры и
способа их использования, подобно
тому, как сулема или морфий могут
оказаться и ядом, и лекарством. А
потому, никак не возражая против
ликвидации отдельных
хулиганствующих клонов, да будут
их имена преданы забвению, я
призываю ни в коем случае не
отказываться от существующей
системы, при всех ее возможных
недостатках. Моральный же ригоризм
таких авторов, как Питер Свирь, при
всем моем к нему уважении
представляется мне стремлением
ради скромных добропорядочных
удобств ограничить диапазон
творческого и духовного поиска.