На правах рекламы:

Гинекология в Нахабино - клиники в Московской области

"Вступительное слово к книге Л. Евдокимовой "Княжий цвет".

  Не мною доказано, что лучше всего поэта представляют его стихи, его творчество. Никакие хвалебные рецензии, а порой - к сожалению, это бывает - даже звание лауреатов не спасут слабые стихи от забвения. В литературе были примеры (и, конечно, еще будут) когда создается мода на поэта. Но даже и такой расклад в литературной "кухне" не должен обескураживать и сбивать с толку по-настоящему талантливых авторов. Гениальность писателя определяется не мнением генералов от литературы, а читателями и испытанием времени.
  В подтверждение сказанному позволю себе привести убедительнейшую цитату из статьи Ивана Бунина "Автобиографические заметки", его высказывание о Марине Цветаевой: "... А сколько было еще ненормальных! Цветаева с ее непрекращавшимся всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах..." И эти слова принадлежат лауреату Нобелевской премии, по сути дела, академику Поэзии. Но... время рассудило по-другому.
Поэт Любовь Евдокимова заявила о себе первым лирическим сборником пять лет назад (а от первой публикации прошло уже двадцать лет). Третий ее сборник "Княжий цвет" выносится сегодня на ваш суд, уважаемые читатели.
  Дух и душа этого сборника - любовь, основа лирики вообще, как впрочем и всей человеческой жизни тоже. Тема эта вечна, а вот проявление этого чувства всегда разнообразны. Сколько людей - столько и оттенков, столько и характеров. Характеров любви: любовь - мера и стихия, любовь - "окраина счастья" и награда, лишение и "брод и бред", радость и "пытка" - словом, основа человеческого бытия и женской доли в частности.
  Лирическая героиня ее стихов - бескомпромиссный, страстный живой человек: верная ("Жду,- пока очи зрят..."), ироничная ("Надо было вплавь переплыть..."), мстящая ("Плата"), категоричная ("Царь-заноза"). От имени любви - от своего имени Любви - она может начать весну и объявить войну. Она не заключает мир с мужчиной, если права ее ущемлены или нарушены. А право это очень веское:

Я женщина! Была - я - изначально, -
Адам, как все мужчины, тоже врет...
(Сборник "От звездного огня")

  В этой заявке на свои первородные права, в любовном поединке между мужчиной и женщиной автор идет вслед гордому ахматовскому восклицанию:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.

читатель, безусловно, заметит эту перекличку и в других строчках, послуживших толчком для написания оригинального стихотворения: "А ты меня и вспоминать не смей."
  Как бы ни были интересны стихи о любви, значимость поэта определяется еще одной темой: темой родины. Как и в двух первых сборниках, эта тема в "Княжьем цвете" немаловажна для автора. Думаю, что ее высказывание: "Сибирь - чистописание снегов", станет классическим. Как и другие слова о родном крае, полные гордости и поэзии:

Опять бела,
белым-бела,
Сибирь, твоя рубаха!
Сибирь снегами тяжела,
Как шапка Мономаха.

  "Версты небес и печали", "Кроха отчины" и "снежный солнечный потоп", суглинок и синева, высота русской тоски и "кирпичик русской печки", рябиновая горечь стихов и обращение к Пушкину - все это многоликость образов родины.
  Самое важное, на мой взгляд, своеобразие стихов Любови Евдокимовой заключается в их краткости, афористичности, в философском осмыслении жизни, в откровенности чувств - во всем том, что составляет собственный голос поэта.
  Редактор этого сборника, омский поэт Владимир Балачан в аннотации отметил:"Ее творчеству в равной степени присущи трагизм и ирония." Читателю это предстоит увидеть и почувствовать самому.

  Геннадий ТАРАСОВ